Нет данных для отображения.
Нет данных для отображения.
Нет данных для отображения.
Кодекс чести мужчин на Кавказе
Мне эта статья попадалась в разных вариациях, а эта более унифицирована. Этот кодекс, собственно подходит в любых сообществах и народах.
Древний воинский кодекс чести на Кавказе
Воин присягает и служит только Отечеству. Ради Отечества он готов пожертвовать жизнью, но никогда, ни при каких обстоятельствах, воин не поступается личным достоинством и честью.
Высшим проявлением служения воина является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для воина, чем жизнь в бесчестии и позоре.
Созидательный труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом воина, как и защита своей страны во время войны. Труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает достоинство воина.
В любых обстоятельствах Воин должен проявлять уважение к Отечеству и выбору своего народа. Он должен уметь подчинять свои личные пристрастия и предпочтения этому выбору, даже если при этом ему придется поступиться своими убеждениями.
Воин должен помнить о том, что для него Отечество, личное достоинство и честь дороже жизни. Но когда он вынужден выбирать между интересами Отечества и своей честью, воин покидает Отечество.
В служении Отечеству Воин не ждет благодарности за свои деяния. Для воина нет выше награды, чем благодарная память народа.
Поступками и чувствами воина управляет разум, а сердце помогает ему избежать крайностей. Но основа отношения воина к миру – человечность. Все, что находится за ее пределами, недостойно воина.
Сущность человечности – в мудрости, гуманном отношении к миру и людям, милосердии и сострадании. Гуманность и милосердие воина проявляется не только в сострадании к людям, а в их защите и помощи. Воин должен быть милосердным прежде всего к слабым и немощным.
Справедливость – истинная мера в отношениях воина с людьми. Он должен быть справедливым к другим так же, как и к себе. В своих действиях воин исходит из принципа взаимности: «Не делай другим того, что может быть неприятно тебе».
Благородство воина проявляется не только в справедливости, но и в почтительности, уважении к людям, независимо от их возраста и социального статуса. В общении с людьми он должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным.
Главным богатством воина является его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь обретается вновь лишь через достойную смерть.
Духовная чистота – это зеркало, в котором отражается внутренняя сущность воина и его деяния. Без нее не может быть подлинной человечности и сострадания.
Истинное мужество проявляется в терпении и умении управлять собой и ситуацией. Безумная храбрость – это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни своей, ни чужой жизни. Выдержка воина – это мужество знающего, осознанный шаг навстречу смерти.
Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью воина. Сущность мира воин познает умом и сердцем, а сущность веры – сердцем и душой. В религиозных делах воин руководствуется словами Пророка: «Нет принуждения в религии».
Воин должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт других, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знание можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.
Воин должен быть скромным в религиозных ритуалах. Он никогда не подчеркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры формой. Для воина внутренняя сущность веры всегда важнее ее внешнего проявления, так как первое угодно Всевышнему, а последнее – людям.
Воин готов достойно встретить любые испытания, которые ему пошлет судьба. Но он помнит, что Всевышний всегда оставляет ему выбор между Добром и Злом и готов ответить за свой выбор перед Богом и людьми.
Надежда на Всевышнего не покидает воина никогда. Она помогает ему и в неравной битве, и в любых сложных обстоятельствах. В ней – источник его внутренней силы и терпения.
Воин терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни. Насилие приводит к лицемерию, а оно несовместимо с истинной верой.
Воин не должен посягать на личное достоинство и честь других людей. При этом он должен быть снисходительным к их слабостям и ошибкам.
Воин должен уметь не только отстаивать свою правоту, но и выслушать чужое мнение, согласиться с ним, если оно истинно. Признать правоту, уступить в споре или ссоре более слабому противнику является не слабостью, а проявлением благородства.
Сделанное ему добро воин возмещает многократно. Ведь благодарность является чертой благородного человека. Сам же он не ждет благодарности за содеянное добро.
Воин должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. Тень грусти на лице и мрачное молчание неуместны на пиру так же, как смех и многословие во время тризны. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.
Воин должен уважать и почитать своих родителей, заботиться о них, обеспечивать их старость. Он должен делить с ними не только кров и хлеб, но и радость, и горе.
В своей семье воин должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть ровным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи.
Воин должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния воина должны оценить, прежде всего, окружающие. Но даже субъективность этой оценки не дает ему повода восхвалять самого себя.
Честь и достоинство женщины для воина неприкосновенны. Воин никогда не позволит в своем присутствии обидеть женщину.
Жизнь женщины для воина неприкосновенна вдвойне. Воин ни при каких обстоятельствах не поднимет на нее оружия, даже в виде угрозы.
Воин никогда не причинит боли и страдания ребенку. Нет такой цели, во имя которой воин мог бы пожертвовать жизнью и здоровьем детей.
Жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. Но он не несет ответственности за гостя, совершившего преступление.
В чужой стране воин должен не только соблюдать ее законы, но и уважать ее обычаи и традиции, и следовать им в той мере, какой это не задевает его национального достоинства. В этом выражается его благодарность за воздух и хлеб этой страны.
Благородство воина проявляется в культуре его поведения. Никакие обстоятельства не могут заставить воина нарушить этикет.
Дружба для воина священна. Ради дружбы Воин готов на любые жертвы. Настоящего друга он любит как брата, уважает как отца и почитает как дорогого гостя.
В дружбе воин должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, воин не щадит своей жизни. Он в равной степени познается и в дружбе, и во вражде.
Великодушие – это мера отношения воина к врагу. На войне воин должен соблюдать меру дозволенного по отношению к врагу, не давать воли чувству гнева и озлобления.
Воин проявляет по отношению к побежденному врагу благородство и милосердие. Он предпочитает благородного врага ненадежному другу.
Воин не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненному врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.
Воин должен по возможности избегать поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.
Воин не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он всегда предпочитает мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.
Воин обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относиться к своему прошлому и к истории своего народа.
Воин в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.
Воин отвечает за свои слова и поступки. Он выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.
Здоровое честолюбие может быть присуще воину, но зависть к чужой славе или богатству – недостойна его. Она лишает ясности разум, наполняет ядом сердце. Там где зависть, не может быть человечности, а, следовательно, и милосердия.
Чувство соперничества может помочь воину быстрее достичь цели, но оно неуместно по отношению к другу или брату. При этом соперничество во имя Отчизны - благородно, во имя личной славы – недостойно.
Воин должен избегать лжи и клеветы, как и людей, от которых она исходит. Он никогда не говорит о людях того, чего бы ни сказал в их присутствии. О мертвых или попавших в беду воин говорит хорошо или ничего.
Правдивость и искренность воина истекают из мужества. Но нет ничего более недостойного для него, чем лицемерие. Оно возникает из подлости и трусости и почти всегда порождает предательство.
Учтивость и почтительность не должны переходить в заискивание и низкопоклонство перед богатыми и влиятельными людьми. Особую почтительность воин должен проявлять только по отношению к женщинам и старейшим. При этом почтительное отношение к старшим является проявлением воспитанности, к женщинам – проявлением мужественности, к младшим – благородства.
Ни при каких обстоятельствах Воин не должен посягать на чужую собственность.
Воину не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путем богатство настоящего воина может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и чрезмерная расточительность – разорить самого богатого. Щедрость же приумножает не только славу воина, но и его благосостояние.
Воин должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.
Воин с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.
Воин должен быть готов к смерти в каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Но воин не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.
Смерть воина должна быть такой же достойной, как и его жизнь.
Понравился ваш Нацмен? Обязательно поделись с друзьями!